Психологическая служба поддержки: 8 775 792 16 81
Центр личностно-профессионального роста Caspian University.
Цель: сохранение психологического здоровья студентов Caspian University и оказание поддержки участникам образовательного процесса при переходе на дистанционное обучение.
Основные задачи:
- Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию студента при дистанционном обучении
- Оказание психологической помощи учащимся в их успешной социализации в новых условиях
- Обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся при дистанционном обучении.
- Проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала студентов Caspian University
- Осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем студентов Caspian University при переходе на дистанционное обучение
- Охрана психологического здоровья студентов Caspian University
- Психологическая диагностика
№ п/п | Содержание | Сроки |
1 | Диагностика психологической готовности к дистанционному обучению | Март |
2 | Исследование уровня учебной мотивации студентов (методика «Диагностика структуры мотивации», методика «Направленность на приобретение знаний», анкета «Диагностика мотивации») | Март |
3 | Диагностика уровня самооценки (методика Г.Н. Казанцевой) | март |
4 | Тест «Самооценка психических состояний» | март |
5 | Повторная диагностика студентов Caspian University, имеющих низкий уровень самооценки | апрель |
6 | Повторная диагностика студентов Caspian University, имеющих высокий уровень тревожности | апрель |
7 | Повторная диагностика студентов Caspian University, имеющих высокий уровень агрессии | апрель |
8 | Повторная диагностика уровня интеллектуального развития (методика «МЭДИС», вариант В) | апрель |
9 | Повторная диагностика уровня адаптации студентов Caspian University | апрель |
10 | Повторная диагностика уровня тревожности у пятиклассников в период адаптации | апрель |
- Коррекционно-развивающая работа
№ п/п | Содержание | Сроки |
1 | Развитие эмоционально-волевой сферы личности, социальных качеств и коммуникативной культуры при переходе на дистанционное обучение | апрель |
2 | Психокоррекционная работа по невовлечению в социальные эпидемии во время вынужденной изоляции | Апрель-май |
3 | Тренинговая работа по формированию психологического благополучия педагогов | Апрель-май |
4 | Групповая коррекционно-развивающая работа с дезадаптированными студентами при выявлении | Апрель-май |
- Психологическое просвещение
№ п/п | Содержание | Сроки |
1 | Работа «Горячей линии психологической поддержки дистанционного обучения» | Март-июнь |
2 | Вебинар «Профилактика суицидального поведения» | Апрель |
Вебинар «Признаки употребления ПАВ у студентов» | Апрель | |
Онлайн Семинар-практикум с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания педагога» | Апрель | |
Индивидуальная работа с кураторами | апрель |
- Психолого-педагогическое консультирование
№ п/п | Содержание | Сроки |
1 | Индивидуальное консультирование преподавателей в ходе реализации дистанционного обучения | в течение периода дистанционного обучения |
2 | Оказание психологической помощи и поддержки студентам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания в период дистанционного обучения. | |
3 | Обучение студентов в процессе консультирования навыкам использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития | |
4 | Консультирование студентов Caspian University в процессе подготовки к экзаменам в дистанционном формате |
Концепция психологического обеспечения личностно-профессионального роста (ЛПР)
Намазбаева Ж.И. – д.психол.н., академик, директор Центра «Личностно-профессиональный рост» Исабекова Т.Ш. – психолог Центра
Проблемы любого вуза зависят от социально-политических и социально-экономических особенностей страны. Наше общество находится в адаптации к новым социальным явлениям и социальным условиям.
Мы наблюдаем значительную частоту стрессов психогенного происхождения. Это соответственно вызывает острую востребованность оказания психологической помощи людям, и в первую очередь, всем субъектам образовательной среды.
Главная задача личностно-профессионального роста в вузе определяется уровнем целенаправленного, осмысленного изменения стереотипов педагогической деятельности и его обновления через разработку и введения в вузы управленческих новшеств: нового содержания обучения, воспитания, управленческой работы, новых средств организационных форм.
Укажем на конкретные практические приемы (далее ПП) психологических основ по выполнению этих задач:
Сюда входит разработка мероприятий по снижению рисков неблагополучных психических состояний людей (тревоги, неуверенности, раздражительности, агрессии, безинициативности и др.).
Специальная работа, направленная на формирование у субъектов процессов взаимодействия. Это наиболее сложная работа. Сюда входит развитие уровня межличностного познания, межличностного общения, межличностного доброжелательного позитивного отношения как в деятельности, так и в поступках, так и в поведении субъектов в любой социальной среде.
ІІ. Создание благополучных психологических условий, здоровьесберегающей, развивающей среды [4].
ІІІ. Развитие активности и инициативности людей через учет того, что активность – это процесс актуализации психологического содержания личности.
ІҮ Особое место должно быть уделено развитию и умелому использованию инновационных образовательных технологий.
Сейчас уже бесспорным является факт, что система психологизации должна быть необходимым компонентом любого уровня образования.
Психологическое обеспечение образования в вузах в основном осуществляется через практическую психологию и должна занимать главное место в системе образования. Оно объединяет 2 ведущие отрасли практической психологии – организационную и клиническую. Наш анализ показал, что практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности.
К сожалению, в Казахстане базовые проблемы обсуждаемых вопросов долгое время не были предметом специальных научных исследований в психологической науке. Однако, поскольку, как указано выше, основа этих вопросов сосредоточена вокруг личности человека, подчеркнем, что научные ее аспекты получили значительную разработку за последние 10-15 лет в исследованиях сотрудников и докторантов первого в Казахстане НИИ Психологии (Намазбаева Ж.И., Жиенбаева Н.Б., Сангилбаев О.С., Каракулова З.Ш., Сарсенбаева Л.О., Ниетбаева Г.Б., Қуанжанова Қ.Т., Исабекова Т.Ш., Бекмуратова Г.Т., Садыкова А.Б., Сейдулаев К.Б. и др.)
При этом особую ценность представлял принцип комплексного подхода успешно реализуемый учеными при разработке теории и практики личностного развития.
Исходя из этого, концептаульной идеей создания и деятельности Центра «Личностно-профессионального роста» является практическая реализация индивидуального и группового личностно-проффесионального роста субъектов образования университета в контексте названной теории личности. Результаты вышеназванных исследований авторов, а также творческое использование идей гениального ученого Л.С.Выготского составят основу методологических подходов психологизации деятельности и личностно-профессионального роста субъектов образования университета.
С нашей точки зрения понятие личностно-профессионального роста ни что иное, как личностное самосовершенствование. Дело в том, что психология развития включает в себя несколько аспектов. Выделим из них основные, которые являются слагаемыми личностно-профессионального роста человека. Основная цель личностно-профессионального роста – развитие осознанности и отказ от механических привычек, стереотипов, соответствие современному времени и ритму жизни, развитие интеллекта, деятельности, волевой сферы через обретение всесторонних знаний о закономерностях индивидуальной и групповой психологии и современных профессиональных компетенций.
Основу саморазвития определяет движущая ее сила – мотивация. Человеку важно понять в чем недовольство его текущей жизнью, активное стремление в действии для улучшения жизнепроживания. Эти процессы невозможны без творческого отношения к жизни. Лишь оно позволит повысить человеку чувство удовлетворенности ею. Параллельно с этим мы должны развивать способность быть собой, а также спонтанность и свободу самовыражения.
Программа личностно-профессионального роста – незаменимое подспорье в процессе самосовершенствования.
План ЛПР может быть составлен как на короткий, так и на длительный срок. Следует помнить, что на пути к самосовершенствованию будут трудности, их надо преодолевать и тогда вы обеспечены успехом.
Что же в жизни самое главное для человека? Однозначно – удовлетворенность ею. Это не может без состояния гармонии с самим собой и своими близкими – это самое главное условие! Можно добавить, что расшифровка ЛПР – это постоянное развитие человека (накопление им разнообразного опыта и знаний в течение всей нашей жизни).
В таком случае приведенные ниже некоторые практические приемы (ПП) помогут любому человеку:
- ЛПР происходит только тогда, когда человек может эти познания применить с пользой для своей жизни!!!
- При формировании абсолютно нового взгляда на свою жизнь, на профессию, карьерный рост.
- Формировать новый взгляд на себя, как нового типа человека.
- Для этого необходимо очертить и определить новые ценности.
- Выделить собственные потребности к жизнепроживанию, которые требуют обязательного личностно-профессионального роста.
Итак, другими словами говоря, ЛПР – это саморазвитие. Оно невозможно, если вы сами себе не поможете. Надо вначале познать себя.
- Для этого (ПП) необходимо систематически заниматься самопознанием.
- Для личностно-профессионального роста крайне важно изучить собственные личностные качества, особенности характера, сильные и слабые стороны, то, что делает нас счастливыми и наоборот, а также то, чего мы хотим достичь.
- Особенно важно, проследить, насколько и как мы реагируем эмоционально на различные события вокруг нас и в нашей жизни вообще.
- Узнать и понять свои слабые и сильные стороны, чтобы укрепить положительные и бороться с негативными.
- Больше внимания уделять своим эмоциям и переживаниям, анализировать их источники и причины.
- Разобраться и понять, что поднимает ваше настроение, а что, напротив, портит его.
Для анализа и планомерного выполнения этих практических приемов, лучше завести некий дневник, в котором вы делаете краткие записи для себя.
Психолог поможет вам пересмотреть ваши проблемы, окажет вам поддержку и поможет справиться с изменениями. Однако, мы не назначаем лекарств, при необходимости, советуем обратиться к психиатру.
Сообщаем об актуальных датах, времени и месте проведения за 2 недели