Как известно, 16 марта 2020 года университеты Казахстана перешли на дистанционное обучение. Сохранят ли качество программы университетов при переходе на дистанционную форму, как обеспечить качественную подготовку кадров в новых условиях, как обеспечить соблюдение принципов академической честности мы поговорим с ректором Caspian University Жолдасбеком Нусеновым.

– Жолдасбек Муслимович, какую роль в обеспечении качественной подготовки кадров играет приверженность учебного заведения принципам академической честности?

– Я бы сказал, что одну из самых важных. Соблюдение принципов академической честности является важнейшим фактором достижения студентами целевых результатов обучения программ подготовки. Уважение принципов академической честности в университете учит управлению временем, правильной расстановке приоритетов, организованности и эффективности, а также обеспечивает прочные знания и навыки, которые не могут быть получены при списывании. Именно впитывание традиций академической честности со студенческих лет, а желательно, ранее, помогает установить этические нормы на всю жизнь и дает ощущение достижений.

С другой стороны, важно также понимать, что широкое распространение нечестного поведения в учебной деятельности имеет серьезные последствия. Во-первых, оно приводит к низкой эффективности инвестирования ресурсов в обучение студентов, что, в свою очередь, обусловливает снижение уровня знаний и навыков выпускников и, как следствие, уменьшение экономического потенциала и темпов развития страны. К тому же выпускники, практиковавшие нечестное поведение во время обучения, склонны прибегать к обману и в своей трудовой деятельности. Кроме того, в ряде эмпирических исследований показано, что широкое распространение в образовательной среде академического обмана приводит к тому, что и высокомотивированные студенты начинают использовать данные практики в своей учебной деятельности. Соответственно, неуважение принципов академической честности сейчас может иметь масштабные негативные последствия в будущем.

 – Известно, что университетская среда играет важную роль в формировании уважения к принципам академической честности. Скажите, пожалуйста, при каких условиях университетской среды вероятность того, что студент будет вести себя честно, возрастает, а при каких — уменьшается?

 – Внутренняя среда вуза может как способствовать, так и препятствовать распространению академической честности. В частности, МОН РК выявлено, что распространенность нечестных практик меньше в тех вузах, где существует «Кодекс чести студента», «Кодекс чести преподавателя», и все процессы, от процесса выставления оценок до распределения мест в общежитиях, прозрачны и открыты, где работает принцип подотчетности. Например, при получении задачи, предъявляемой средой университета, студент решает, прибегнуть ему к нечестным приемам в учебном процессе или отказаться от нечестного поведения. Если студент прибегает к нечестному поведению, среда реагирует на него, генерируя последствия, которые могут либо подкреплять нечестное поведение (если оно привело к желаемым результатам), либо, напротив, подавлять его (если оно привело к нежелательным для студента событиям). Последствия нечестного поведения влияют на вероятность повторения его при предъявлении студенту похожей задачи, а также на восприятие студентом честности среды университета.

 – Какие меры следует принять учебным заведениям сейчас, в условиях перехода на дистанционное обучение? Ведь дистанционное обучение даёт больше пространства для нарушения принципов академической честности?

 – Помимо работы по обеспечению прозрачности и студенческой вовлечённости, при сдаче экзаменов в online формате в рамках дистанционного обучения, в Caspian University применяется ряд подходов. Например, чтобы однозначно подтвердить личность сдающего и получить уверенность, что экзамен был сдан честно, без использования посторонней помощи, мы подключаем к экзаменам в обучающей платформе Caspidot систему online -прокторинга. Основная задача таких систем — через доступ к веб-камере, микрофону и рабочему столу пользователя подтверждать соблюдение регламента экзамена в автоматическом или полуавтоматическом режимах, также, как делал бы это реальный проктор при физическом присутствии сдающего на экзамене.

 – Вот это прорыв! А как это работает, как применяется, расскажите, пожалуйста, в деталях? Ведь у вас есть богатый опыт, только в 2019 году в Caspian University дистанционно обучалось около 3000 студентов!

 – В идеальной ситуации система online – прокторинга работает следующим образом: перед началом каждого экзамена осуществляется автоматическая проверка связи и параметров компьютера на соответствие минимальным техническим требованиям: рабочая веб-камера и микрофон, пропускная способность сети не менее 1 Мбит/с, время отклика сети не более 1000 мс и т.д.

Экзамен не будет начат пока эти требования не будут соблюдены. Во время самого экзамена осуществляется трансляция и запись веб-камеры, рабочего стола и дополнительной камеры студента, выполняется автоматическое отслеживание нарушений. В начале каждого сеанса автоматически делается фотография лица студента, эта фотография проходит процедуру идентификации личности и определяется процент схожести лица в сеансе с фотографией из профиля Caspidot.

На протяжении всего экзамена осуществляется непрерывная верификация личности человека за компьютером, которая основана на методах автоматического обнаружения и распознавания лиц и методе анализа клавиатурного почерка. Проктор может наблюдать за назначенными ему студентами, видеть их трансляции, видеть уведомления о зафиксированных нарушениях. При необходимости проктор может связаться со студентом по видеосвязи или через чат. Также проктор может прервать экзамен в любой момент и указать причину в комментарии к сеансу.

После завершения экзамена формируется оценка степени доверия к результатам экзамена в процентах, формируется интерактивный протокол с видеозаписью всех трансляций, историей переписки и поминутной детализацией зафиксированных нарушений.

– Спасибо, Жолдасбек Муслимович, за столь содержательную беседу.

 – Хотелось бы в конце нашей беседы еще раз подчеркнуть, что честное поведение— это поведение, предполагающее студенческую вовлеченность, заинтересованность самого студента в результате своего обучения, и, только после этого, уже имеет значение наличие технических возможностей обнаруживать академическую нечестность. Я уверен, что все студенты заинтересованы в качестве своего образования и наличие программ online прокторинга – только вспомогательный инструментарий.

 С трудом можно поверить, что духовные и материальные блага могут быть приобретены обществом с помощью взаимных обмана и хитрости. Вряд ли кто-либо может с этим согласиться, потому как ясно, что процветания и триумфа любое сообщество людей достигает лишь только через взаимное согласие, уважение и свободу действий. Принципы академической честности являются исключительно положительными и несомненно то, что именно благодаря им может сформироваться и впоследствии укорениться в головах и сердцах как студентов, так и преподавателей, что, конечно же, поможет преподавателям получить возможность дать знания, опираясь на честность, самостоятельность и уважение студентов, что приведет к огромным положительным результатам всего общества в целом.