ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

Общее описание образовательной программы

ОП «Программная инженерия» позволяет выпускнику заниматься разработкой программных продуктов и созданием программного обеспечения, необходимого для их полноценного функционирования.

В обязанности инженера входит контроль всех этапов процесса – от планирования и согласования с заказчиком до инсталляции и ввода в эксплуатацию, поэтому его профессиональная деятельность часто включает в себя несколько видов работ: проектно-аналитическую, программистскую, управляющую, консультационную и т. д.

Одна из наиболее актуальных, востребованных и высокооплачиваемых на сегодняшний день профессиональных областей.

Выпускники данного направления могут работать в области инженерии сетевого и коммуникационного ПО.

Важные составляющие успешного карьерного роста в программной инженерии – понимание особенностей функционирования разных моделей программного обеспечения и систематический мониторинг инноваций.

Профессиональные компетенции и практические навыки

РО1 – применять законы естественных наук, методы физико-математического анализа и математического моделирования для решения научных и технических задач при осуществлении научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности в области интернет технологии

поиск из различных баз данных, хранение, обработку и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

РО2 – осуществлять поиск из различных баз данных, хранение, обработку и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий

РО3 –  использовать основные инструменты других социально-гуманитарных, естественнонаучных и общеинженерных дисциплин для систематизации знаний и навыков;  решать  коммуникативные задачи лингвистическими средствами;  использовать систему предметных и языковых знаний для устной и письменной коммуникации; анализировать ключевые управленческие вопросы в той или иной отрасли или компании и предлагать соответствующие управленческие решения; объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы

РО4 –  описывать полный цикл анализа данных, от сбора до выбора оптимального решения и оценки его качества; применять современные аналитические инструменты обработки данных и адаптировать их под особенности конкретных задач; применять методы работы с количественными данными, в том числе основы теории вероятностей и математической статистики, инструменты исследования связей между признаками;

РО5 –  строить прогнозы на основе конкретных моделей, сравнивать и выделять группы методами кластерного анализа данных, строить классификации данных, визуализировать данные, интерпретировать и представлять результаты статистического анализа данных

РО6 –  планировать этапы жизненного цикла программных продуктов, разрабатывать ПО, используя различные технологии, методы, среды, инструменты и интерфейсы;

РО7 –  разработать программное обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения, в компаниях специализирующихся на разработке программного обеспечения, IT- подразделения промышленных предприятий, проектных организациях,  оценивать и тестировать программное обеспечение по качеству, руководить проектами по разработке ПО для IT отрасли.

РО8 –  классифицировать архитектуру, компоненты и операции маршрутизаторов и коммутаторов в сети, строить сеть малого и среднего предприятия с разделением на конкретные типы сетей, организовывать маршрутизацию, в том числе маршрутизацию между сетями, реализовывать работу протоколов маршрутизации, обеспечивать безопасность сети на основе защиты портов по MAC-адресам, настраивать маршрутизатор в качестве сервера, решать проблемы в работе маршрутизаторов и коммутаторов, связанные с протоколами, виртуальными локальными сетями и маршрутизацией в сетях

РО-9 – настраивать оборудование и программное обеспечение от различных вендоров (Cisco, Oracle,  Microsoft, Linux, VM ware, Extreme Networks, Avaya, Symantec и др.); применять обширный набор программных и аппаратных инструментов в сфере деятельности; планировать комплекс действий на случай различных непредвиденных сбоев системы для предотвращения и/или быстрого устранения неисправностей с минимальными затратами.

РО 10 – использовать общие закономерности получения, хранения, преобразования и передачи информации в сложных управляющих системах; разрабатывать и внедрять интеллектуальные алгоритмы роботизированных систем

РО 11 – проводить сервисное обслуживание; классифицировать роботизированные системы, системы автоматического управления, интеллектуальные системы, сенсорные технологии, IoT системы, смарт-системы, микропроцессорные технологии, экспериментировать методы и средства их проектирования, моделирования, обработки, подготовить к производству

Требования к ключевым компетенциям бакалавра

Знание и понимание:

– об основных компонентах системного программного обеспечения;

– о современных методах исследования, оптимизации и проектировании компьютерных систем обработки информации и управления и их обеспечения;

– о возможностях информационных технологий и путях их применения в промышленности, научных исследованиях, организационном управлении и других областях;

– об архитектуре и о возможностях микропроцессорных средств;

– о проблемах и направлениях развития системных программных средств;

– о проблемах и направлениях развития технологии программирования, об основных методах и средствах автоматизации проектирования программного обеспечения, о методах организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения;

– об использовании пакетов и библиотек при программировании, о современных алгоритмических языках, их области применения и особенностях;

– о методах анализа особо опасных, опасных и вредных антропогенных факторов;

– о научных и организационных основах мер ликвидации послед

Знание как действовать:

– разрабатывать структурные схемы различных алгоритмов;

– использовать сервисное программное обеспечение и технологии обмена данными ОС Windows;

– разрабатывать проект тестирования программы, выполнять тестирование и отладку программ;

– оформлять программную документацию;

– разрабатывать консольные приложения на языке С++;

-использовать современные инструментальные средства и технологии программирования для разработки программ;

– использовать Windows API и ActiveX;

– строить визуальные модели проектирования для заданной предметной области;

– сводить постановки задач на содержательном уровне к формальным и относить их к соответствующим формальным моделям численного анализа или к прикладным средствам вычислительной математики;

– ориентироваться в структуре математических моделей как средствах вычислительной математики, возможностей и перспективах развития с учетом их компьютерной реализации;

– производить системный анализ предметной области, делать постановку задачи на разработку компьютерной системы, разрабатывать проект приложения и создавать проектные документы;

– создавать реальную реляционную базу данных;

– работать в сетевой базе данных;

– применять методы защиты и безопасности баз данных;

– на основании анализа назначения информационной системы разработать политику безопасности в следующих аспектах: организационном, техническом, программном;

– создавать программные приложения на основе современных интернет

– технологий;

– самостоятельно формулировать задачи исследования и разрабатывать методику проектирования программных продуктов.

Знание как быть:

– использования по объектно-ориентированному подходу разработки программного обеспечения;

– по использованию визуального языка моделирования UML;

– по работе в CASE-инструментарии;

– по разработке алгоритмов работы основных компонентов системного программного обеспечения и реализации этих алгоритмов с помощью современных языков программирования.

– в выполнение конфигурирования вычислительной системы, вычислительной сети для получения наиболее оптимального результата;

– по использованию программного инструментария для создания информационных систем в Интернет;

– постановки задачи, использования моделей, методов и средств информационных технологий при создании компьютерных систем обработки информации и управления;

– разработки, составления, отладки, тестирования и документирования программ на языках высокого уровня для задач обработки числовой и символьной информации;

– программирования в современных операционных средах и средах управления базами данных;

– разработки интеллектуальных средств для решения задач компьютерных систем обработки информации и управления и экспертных систем;

– анализа условий безопасности и выбора технических и организационных мероприятий по безопасности на стадии проектирования, изготовления и эксплуатации средств компьютерных систем обработки информации и управления;

Результаты обучения (компетенции) образовательной программы

Компетентность мировоззренческая: владеть культурой мышления, знать общие законы мышления, быть способным в письменной и устной речи правильно и логично оформить результаты мышления.

Компетентность профессиональная: способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов, компетентность исследовательская

Компетентность коммуникативная: владеть иностранным языком, воспринимать иностранную речь, владеть казахским (русским) языком, соответствие требованиям глобального интернационального рынка труда, готовность к смене социальных, экономических, профессиональных ролей.

Компетентность самоменеджмента: знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, быть компетентным в экономико-организационных и правовых вопросах организации труда, организации производства и научных исследованиях.

Компетентность экономическая и организационно-управленческая: владеть основами экономического анализа и быть готовым к выполнению организационно-управленческих функций в коллективе, быть компетентным в правилах и нормах охраны труда и безопасности жизнедеятельности, владеть основными законами экономического развития, факторами, влияющими на технико-экономическую эффективность, качественно владеть знаниями социологии и психологии в управлении предприятием, качественно и количественно обосновывать управленческие решения.

Компетентность политическая: профессионально владеть знаниями в своей предметной области, знать основы производственных отношений и принципы управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов, быть компетентным в современных тенденциях развития компьютерных технологий и путях их применения в научно-исследовательской, проектно-конструкторской, производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности, применять современные технологии разработки программных комплексов с использованием CASE средств, контролировать качество разрабатываемых программных продуктов. Способность разрабатывать и реализовывать процессы жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов систем информационных технологий, а также методы и механизмы оценки и анализа функционирования средств и систем информационных технологий; способность разработки проектной и программной документации, удовлетворяющей нормативным требованиям.

Сфера трудоустройства о профессиональной деятельности

Выпускники специальности 6В06120-«Программная инженерия» могут работать на следующих должностях:

− проектировщик программных систем;

− специалист по программной инженерии;

− специалист по тестированию программного обеспечения;

− специалист по разработке программно

– информационных систем;

− техник по разработке и сопровождению программного обеспечения.

Модульный учебный план – бакалавриат полный срок обучения

Модульный учебный план – бакалавриат сокращенный срок обучения

Модульный учебный план – бакалавриат второе высшее образование